Антун Ханги о застольных традициях

Застольные традиции. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

«Когда нашим мусульманам придёт идея насладиться едой, садятся они вокруг софры. Софра – круглый стол, высотой едва ли в одну стопу, из простой древесины, установлен он на две доски, которые той же длины, что и стол, или на три деревянные ножки.

Стол-синия. Дом Кайтаза в Мостаре. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Стол-синия. Дом Кайтаза в Мостаре

Под софру постилают бесофру, простыню, чтобы крошки на падали на пол, и на этой бесофре сидят и пируют. В бедных домах сидят на голой земле, а в богатых на коврах-чилимах. Перед обедом или ужином каждый омоет руки и прополощет рот, и только потом ест. Блюда приносят на больших неглубоких подносах, демирлиях, которые почти так же велики, как и стол. Пока едят, говорят мало, а лучше всего, когда в молчании используют божий дар. Наши мусульмане верят, что мелеки, ангелы, держат софру в руках, пока они едят, и поэтому срам и грех в их присутствии петь или шуметь. Запивают водой или лимонадом, а после еды пьют горький кофе и курят табак.

Традиционная сервировка обеда в мусульманских домах. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Традиционная сервировка обеда в мусульманских домах

Когда в доме гости, рассядутся, как и обычно, только тогда на софре намного больше блюд. Перед едой входит в комнату слуга и поливает гостям на руки, а после этого подаст каждому небольшое полотенце из бязи на левое плечо, чтобы за едой могли им обтереть руки и губы.

Леген, ибрик и полотенце. Дом Сврзо. Сараево. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Леген, ибрик и полотенце. Дом Сврзо. Сараево

Кроме того положат гостям на колени полотенце тоже из бязи, которое такой длины, что всем пирующим колени покрывает, а называется софра-махрама. То полотенце постилают, чтобы крошки не падали гостям на одежду. Как только пообедали или поужинали, «поднимает» хозяин софру, потому что у мусульман нет обычая, чтобы блюда перед гостями долго стояли на софре.

Семья за столом. Этнографическая коллекция Земальского музея в Сараево. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Семья за столом. Этнографическая коллекция Земальского музея в Сараево

Когда хозяин софру «поднял», входит в комнату домашний слуга и уносит софру, посуду и ложки, а сразу за ним входит другой слуга и снова идёт от гостя к гостю от старшего направо, чтобы омыли они руки. Слуга носит на левом плече полотенце. Также несёт он в левой руке леген, таз, а в правой ибрик, кувшин, и когда гость омоет рот и руки, вытрется этим полотенцем. В беговских и других зажиточных домах есть ещё особенные слуги, которые угощают гостей кофе, и другие, которые подают чибуки. Первые называются кахведжии, и вторые чибукджии или тутунджии:
Тутунджия чибук зажжёт,
Кахведжия кофе принесёт».

Автор

Антун Ханги (1866-1909) – хорватский учитель. В 1889 году он приехал в Боснию работать в школе. За долгие годы успел пожить в Маглае, Ливно, Бихаче, Баня Луке и всюду внимательно изучал, как живёт и чем дышит местный люд. Свои наблюдения он оформил в книгу «Жизнь и обычаи мусульман в Боснии и Герцеговине», первое издание которой вышло в 1899 году, а затем последовало ещё двадцать.

Традиционная сервировка и обязательные леген и ибрик. Дом Сврзо. Сараево. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Традиционная сервировка и обязательные леген и ибрик. Дом Сврзо. Сараево

Текст: Антун Ханги, «Жизнь и обычаи мусульман в Боснии и Герцеговине», Сараево, 1907, стр. 99. Перевод Елены Арсениевич, CC BY-SA 3.0.
Фото: (если не указано иное) Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0.

Читайте также

Приём гостей по версии Антуна Ханги

Приём гостей по версии Александра Гильфердинга

Столовый текстиль: бесофра, софралук и другие необычные названия

Леген

Демирлия

Поделиться
Антун Ханги о застольных традициях

Добавить комментарий

Пролистать наверх

Больше на Путеводитель по Боснии и Герцеговине

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading