Антун Ханги о флирте. Часть первая

Антун Ханги о флирте. Часть перваяФото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

«Поскольку мусульманские девушки прячут лицо, подумал бы каждый, что парню и девушке сложно познакомиться, и они женятся по желанию и приказу родителей или с помощью посредниц, пожилых женщин, которые знают и парня, и девушку, и что те сочетаются браком, не видя друг друга прежде.

В прошлые времена, каких-то пятьдесят или восемьдесят лет назад* так и было, и это нам лучше всего доказывает народная песня о некоем Мехе, который, женившись, вёз девушку к себе домой и молил бога, чтобы ветер открыл ей лицо и показал, кого он в дом ведёт. Сейчас совсем иначе; сейчас парень имеет возможность не только видеть девушку, но с ней и разговаривать.

Сложно знакомиться при таком дресс-коде. Автор фото неизвестен, public domain
Сложно знакомиться при таком дресс-коде. Автор фото неизвестен, public domain
Сейчас нравы более свободные. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Сейчас нравы более свободные

Парни с девушками встречаются, в основном, при лущении кукурузы, затем на хатме**, на праздновании обрезания и на свадьбах.

Какой-нибудь зажиточный хозяин зовёт вечером соседских парней и девушек на лущение кукурузы. Девушки приходят всегда в сопровождении матерей или неженатых братьев, а парни сами. Парни усядутся на кукурузу, а девушки на землю рядом с кучей. Пока идёт лущение, девушки остаются с непокрытыми лицами. В это время матери девушек сидят в гареме у хозяйки, и пока они в доме, молодёжь развлекается сама. Тут и смех, и шутки, и поддразнивание, а временами раздастся приглушённое девичье хихиканье, и тогда все умолкнут. Но после всё сначала; шутят, смеются – молодёжь есть молодежь. Когда девушки избавятся от первого смущения, затянут песню; одна начнёт, другие подхватят. Как только девушки одну песню споют, парни начнут другую, чтобы видели – и они умеют петь.

Кукуруза как повод для знакомства. Фото: Vmenkov, CC BY-SA 3.0
Кукуруза как повод для знакомства. Фото: Vmenkov, CC BY-SA 3.0

Мусульманские девушки очень стыдливые и хорошо воспитанные, и ни одна за весь вечер не осмелится посмотреть парню в глаза, а, тем более, пуститься с ним в разговоры. Если какая-то девушка парню приглянулась, он бросает ей на колени початки кукурузы. Если она примет кукурузу и очистит початок, это знак, что и ей парень понравился и может начать за ней ухаживать, «ашиковать». Пока лущат кукурузу, разумеется, хозяин дома строго следит, чтобы среди молодёжи не затесался женатый человек или неизвестный парень, или мужчины других вероисповеданий.

Когда отмечают обрезание, хатму или свадьбу, девушки обедают или ужинают в гареме с женщинами, а мужчины в ахаре, то есть в селамлуке***, но девушки, истинные дочери Евы, знают достаточно способов: то одна, то другая выйдет из гарема, чтобы парни могли их увидеть.

Когда в душе весна. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Когда в душе весна

После обеда или ужина женатые люди идут по домам, а молодёжь встречается в отдельной комнате; в ахаре, то есть в селамлуке, танцуют коло**** или как-то иначе развлекаются. Если погода хорошая, танцуют юноши и девушки во дворе, в авлии, станут в хоровод и танцуют. Каждый парень возьмёт в пару девушку, которая ему милее, и танцуют, пока не смеркнется, а когда наступит тьма, возвращаются в дом и развлекаются дальше, сколько родители позволят. Если парней и девушек недостаточно для коло, сядут девушки на качели, раскачиваются и поют, а парни с ними перешучиваются или болтают. Парень никогда, разговаривая, не приблизится к девушке, а говорит с ней на расстоянии в три-четыре шага. Следит внимательно за речами, чтобы не сказать что-то непристойное или такое, из-за чего девушке могло бы быть стыдно перед другими.

Танцы и прочие развлечения. Автор фото неизвестен, public domain
Танцы и прочие развлечения. Автор фото неизвестен, public domain

Такие встречи и развлечения шариат не допускает, но – вот сейчас дела обстоят так, и это не изменить. Итак, очевидно, что парни и девушки имеют достаточно возможностей встречаться, знакомиться и влюбляться. А когда познакомились и влюбились, начинают парни за своими девушками ухаживать».

* Первое издание книги вышло в 1899 году, следовательно, Ханги ссылается на обычаи первой половины 19-го века и ранее.

** Хатма – чтение Корана по какому-то особому поводу.

*** Селамлук – мужская часть дома.

**** Коло – балканский народный танец, в чём-то аналогичный хороводу.

Автор

Антун Ханги – хорватский учитель (1866-1909). В 1889 году он приехал в Боснию работать в школе. За долгие годы успел пожить в Маглае, Ливно, Бихаче, Баня Луке и всюду внимательно изучал, как живёт и чем дышит местный люд. Свои наблюдения он оформил в книгу «Жизнь и обычаи мусульман в Боснии и Герцеговине», первое издание которой вышло в 1899 году, а затем последовало ещё двадцать.

Фотогалерея

Текст: Антун Ханги, «Жизнь и обычаи мусульман в Боснии и Герцеговине», Сараево, 1907, стр. 155-156. Перевод Елены Арсениевич, CC BY-SA 3.0.
Фото: (если не указано иное) Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0.

Читайте также

Антун Ханги о флирте. Часть вторая

Антун Ханги о девицах

Александр Гильфердинг о прекрасном поле

Поделиться
Антун Ханги о флирте. Часть первая

Добавить комментарий

Пролистать наверх

Больше на Путеводитель по Боснии и Герцеговине

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading