Орхан Тиквеша, мастер медных украшений

Орхан Тиквеша. Фото: Orhan Tikveša, Copyright

Орхан Тиквеша из Столаца – филолог-ювелир. И в буквальном, и в переносном смысле. Он ювелирной точостью работает со словом, участвуя в создании толкового словаря боснийского языка. С не меньшей страстью, чем филологии, он отдаётся своему увлечению ювелирным искусством. Орхан создаёт авторские украшения из меди, которые разлетаются по всему свету, он умеет не словом, но формой передать дух, философию и традиции Боснии и Герцеговины.

Орхан Тиквеша в своей мастерской. Фото: Orhan Tikveša, Copyright
Орхан Тиквеша в своей мастерской. Фото: Orhan Tikveša, Copyright

Орхан рассказывает, что начал своё дело буквально «на коленке». А стимулом послужила неожиданная находка. Он чистил колодец и обнаружил молоток, который когда-то давно упустил в воду его отец. Орхан очистил молоток от ржавчины, одолжил наковаленку, купил моток медной проволоки, устроился в уголке и начал крутить и постукивать. Через неделю показал свои творения друзьям и знакомым, те сказали: «Ах!».

Украшения работы Орхана Тиквеши. Фото: Orhan Tikveša, Copyright
Украшения работы Орхана Тиквеши. Фото: Orhan Tikveša, Copyright

Так и пошло. Вскоре Орхан перебрался в комнатку при Чуприйской мечети, переоборудовав её в мастерскую. Ему и ни к чему большое помещение – для работы нужен стол, а ещё стены, на которых он может развесить свои произведения.

Орхан Тиквеша за работой. Фото: Orhan Tikveša, Copyright
Орхан Тиквеша за работой. Фото: Orhan Tikveša, Copyright
Серьги. Фото: Orhan Tikveša, Copyright
Серьги. Фото: Orhan Tikveša, Copyright

Орхан Тиквеша делает серьги, кольца, браслеты. В основном – из меди, но экспериментирует и с серебром. Медь он патинирует, чтобы добиться эффекта старины, а потом покрывает лаком, чтобы защитить от окисления.

Серьги. Фото: Orhan Tikveša, Copyright
Серьги. Фото: Orhan Tikveša, Copyright
Кольцо. Фото: Orhan Tikveša, Copyright
Кольцо. Фото: Orhan Tikveša, Copyright

Каждое изделие неповторимо. Даже если мотив тот же, всё равно будут отличия в геометрии, подборе камней и едва уловимых нюансах – в этом преимущество ручной работы. На вопрос, откуда он черпает идеи, Орхан отвечает, что мотивом может послужить всё, что угодно: от особого завитка травинки, до причудливой трещинки на старой деревянной балке, от росы на цветах до текстуры каменной кладки.

Браслет. Антураж – двор Чуприйской мечети в Столаце. Фото: Orhan Tikveša, Copyright
Браслет. Антураж – двор Чуприйской мечети в Столаце. Фото: Orhan Tikveša, Copyright

Камни – отдельная история. Орхан работает с полудрагоценными камнями самых разных видов: сердолик, опал, лунный камень и солнечный камень, малахит, бирюза и ещё много-много разных названий, которые я не успеваю записать.

Кольцо. Фото: Orhan Tikveša, Copyright
Кольцо. Фото: Orhan Tikveša, Copyright

Цены совсем не кусаются. Медь – металл ценный, но не драгоценный. А цена труда? На этот вопрос Орхан пожимает плечами – пусть больше людей радуется моим «рукотворинам». Кольца стоят от 15 КМ (около 8 евро), серьги от 20 КМ (10 евро).

Фотогалерея

Автор текста: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0.

Читайте также

Что посмотреть в Столаце

Омер Халимич, шамиджия

Адем Максумич, мастер кожаных сумок

Поделиться
Орхан Тиквеша, мастер медных украшений

Добавить комментарий

Пролистать наверх

Больше на Путеводитель по Боснии и Герцеговине

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading